Наблюдаю у самых разных публицистов, у совершенно разнородных взглядов людей шквал обсуждений вчерашней новости: «премию имени Валентина Катаева за лучший рассказ года получил текст, написанный в соавторстве с искусственным интеллектом».
Большинство горестно иронизирует или самозабвенно ужасается. «Литература, которую мы заслужили», «Юность» (а премия присуждается именно этим изданием) приближает апокалипсис» и подобные ламентации. Да, и про «окно Овертона» конечно же еще не забывают, куда без него.
При этом рассказ-победитель (автор Яна Вагнер, называется вещица «30-70») почти никто не читал.
Я не ленивый. Я прочитал. Большой фрагмент есть в сети. А полный текст попросил — мне прислали.
Что я хочу сказать. Никакому ИИ премии никто не давал. ИИ в рассказе не более, чем фишка, которую обыгрывает автор. Заданное тематическое условие. Так делали в литературе десятки и сотни раз. Условные ИИ-шные комментарии, которыми переложен диалог двух героев, выполняют ту же роль, что и вкрапления «документов СМЕРШ» в романе Богомолова «Момент истины» или корявые газетные конструкции в рассказе Лимонова «Press Clips». Они задают контекст и увеличивают ощущение документальности, вот и все. Не более.
От самого рассказа я, признаться, не в восторге. Он мастеровитый, мессенджеровый эпистолярий героев сочинён вполне правдоподобно, эмоциональные кнопочки надавливаются автором вполне умело (в тексте присутствуют и страдающая мама, и страдающая кошка), но развитие предсказуемо со второго-третьего абзаца, а сама коллизия крайне условна и такого черствого болвана как я не заставляет сопереживать никак.
Но это сугубо мои проблемы. Я вполне готов представить множество читателей или читательниц, чьи сердца заколотятся, а глаза увлажнятся при чтении истории про разделенную океанами, климатической катастрофой и заурядным взаимным непониманием пару.
Так что перед нами вполне традиционный рассказ, написанный руками от и до. Руками и головой. Мне не хватает в нём сердца, но, возможно, это погрешность моей оптики.
А хайп дело, конечно, хорошее, азартное и заразительное. Но всё же коллективно превращаться в пустых резонёров при отсутствии реального повода к подобному резонёрству не стоило бы.






































