WarGonzo: Раковая шейка. (Сухумская быль)
Раковая шейка
(Сухумская быль)
Сухум древний город с огромным стажем. Ему много веков. Свидетельством тому руины под Черным морем и на суше.
Сухумцы, как правило, люди любознательные, общительные и словоохотливые. Любят разные любопытные истории. Иногда сами в них попадают и становятся людьми историческими. Потом эти эпизоды превращаются в байки, которые годами пересказывают друг другу в городских кофейнях. Вот первую из них и рассказывает ведущий нашей новой рубрики У причала Серго Арутюнов.
Гурген был сухумским сапожником. В бурной юности как-то попался на кармане в автобусе, отсидел свое, слегка остепенился и занялся ремеслом. Была у него будка с табуреткой и инструментами: колодками, резцами, ножами, дратвой, вощеной нитью и прочими всякими заготовками. Располагалась в густой тени под старым эвкалиптом неподалеку от известного сухумского ресторана Диоскурия.
Кроме своего пса по прозвищу Тузик, Гурген любил выпивать с друзьями, громко орать песни разных народов и курить папиросы Беломорканал. Жил, как и все, небогато, иногда даже скучно. Средств, как обычно, не хватало. То клиент не идет, то набойки с подковками не подвезли. Начались уныние, тоска и пустые мечтания. Закончился Беломор и песни разных народов.
Но неожиданно у Гургена завелись деньги. Даже, как говорили по строгому секрету, неслыханная валюта. Вернулись песни и друзья.
***
В те далкие еще советские времена зарубежного путешественника нечасто можно было увидеть на улицах южных городов. Но после хрущевской оттепели поток иностранных гостей из-за дальних рубежей и стран соцлагеря хлынул-таки в Абхазию и в Сухум город образцового санитарного содержания. Так тогда писали в газетах. Всех привлекала солнечная, полная зелени столица и свежеотстроенные корпуса курорта Пицунда. Американцам, англичанам и особенно немцам очень нравились чистенькие песчаные пляжи столицы Абхазии, куда каждые полчаса отдыхающих из Сочи доставляли прогулочные теплоходики с лихими кавказскими капитанами и предупредительными матросами.
Нравилась интуристам и кавказская кухня, абхазская аджика, необычные для них закуски, хмельные тонкие вина, разные прохладительные напитки, в том числе особого вкуса лимонады и минеральные воды. Все это производилось из местных прекрасных фруктов и чистейшей горной воды.
Особенно привлекал особо дух свободы и демократизма, слегка ощущавшийся в стране после ухода Сталина. Для иноземцев Абхазская республика стала как бы витриной СССР, неким достижением социализма, а для внутренних туристов эрзацем заграницы.
***
Друг сапожника Тузик симпатичный сухумский пес без особых претензий на породу, как и всякий абориген, отличался хорошим нюхом. Страстью его были конфеты. Особенно уважал Раковые шейки. Он умел отыскивать их в любом месте и в любое время. Пес любил кататься на пароходике и провожать пассажиров до берега, иногда его угощали.
***
Сезон шл своим чередом, турист ехал, Тузик угощался. Но вот день за днм от разморенных жарким солнцем интуристов в местные органы стали поступать неприятные заявления. У столичных гостей на пляже стали пропадать деньги
Серго Арутюнов из Абхазии специально для проекта @wargonzo